![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Контакты:
Пермь, 614113, улица Гальперина, 12-a.
Телефоны: (342) 250-18-17, 8 904-84-085-66, факс (342)
250-18-17, e-mail: tomasova@yandех.ru
Руководитель проекта и Благотворительного фонда «Благое дело» Томасова Ирина Юрьевна |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
О проекте «Арт-терапия поможет трудным подросткам»
Благотворительный фонд «Благое дело» уже четвертый год использует психотерапевтический метод - арт-терапию при
работе с детьми из семей с хронической алкогольной ситуацией.
В 2009 году фонд стал победителем всероссийского конкурса социально-значимых
проектов от Общественной палаты Российской Федерации (Сайт Национального
благотворительного фонда-оператора конкурса, заявка 557).
При реализации проекта-победителя «Арт-терапия поможет трудным подросткам» использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта
в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009
года №160-рп а также благотворительные средства от социально-ответственных
предприятий и предпринимателей города Перми.
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
В проекте-победителе президентского конкурса 2009 года «Арт-терапия поможет трудным подросткам» для работы с несовершенолетними использовался арт-терапия, как очень
эффективный, мягкий, не директивный метод работы с подростками, которым трудно
жить из-за хронического алкоголизма в их семьях.
Арт-терапия - это лечение искусством. Дети не могут, а подростки часто и не
хотят выразить словами свои негативные чувства из-за алкогольной ситуации в
семье или из-за неблагополучия в семье, и держат в себе достаточно тяжелые
травматические переживания, что способствует ухудшению их как физического так и
психического здоровья.
В арт-терапию несовершенолетние быстро вовлекаются. Во время занятий с
подростками рисованием обязательно работал арт терапевт. В самом начале работы
арт-терапевт объяснял несовершенолетним в чем будет заключаться их совместная
работа: что они могут делать и чего не могут. Как правило, подчеркивалось то,
что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или
навыков и не ставит своей целью создания «высокохудожественных произведений». Эта работа делает акцент прежде всего на свободном самовыражении подростков
при рисовании. Пояснялось , что «свободное самовыражение» необходимо, дабы помочь несовершенолетнему устранить определенные проявления
его болезни.
Пояснялось, что «свободное самовыражение» также необходимо, чтобы помочь подростку решить его «внутренние» (т.е. связанные с самочувствием и настроением) и «внешние» (связанные c окружающими) проблемы. В большинстве случаев осмысление приходило в результате
совместного с арт-терапевтом обсуждения изобразительной продукции.
Арт-терапевт, время от времени, задавая различные вопросы, стремился не
объяснять, а «прояснять» все что несовершенолетний, делал тем самым он обращает внимание на скрытый
смысл его действий. Вопросы могли быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны подростка. В этом случае арт-терапевт устанавливал
закономерную связь между характером изобразительной работы последнего, опытом
его раннего возраста, актуальными проблемами с окружающими и проблемами на
данном этапе жизни.
|
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
Вид на село Чайковская
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Первое занятие с подростками из села «Чайковская»
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
Фактически в процессе арт-терапии дети и подростки прорисовали свои негативные
чувства и эмоции, вот таким образом происходит у детей и подростков
освобождение от травматических переживаний. По данным научной литературы дети и
подростки, описывающие свой травматический опыт, характеризовались заметным
улучшением иммунной системы, общего физического состояния, а также успешно
избавлялись от психосоматических нарушений, хотя в начале их состояние было
довольно тяжелым.
В процессе обсуждения с детьми и подростками арт-терапевтом художественной
продукции происходила наработка успешных навыков поведения в семье и в
обществе, т.е. фактически в мягкой ненавязчивой форме было дано то, что не
может им дать их неблагополучная семья.
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
Младшая группа подростков (третья группа)
из коррекционной школы-интерната № 9 г. Краснокамска
Пермского Края во время занятий арт-терапией
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Первая группа подростков из села «Чайковская» в процессе игры
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Психолог Богрянцев Сергей Анатольевич помогает участнику проекта при выполнении
задания
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Арт-терапевт Сергей Анатольевич Богрянцев
проводит занятие с третьей группой
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
Результат
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
Психологический портрет пяти групп - участников проекта из Кировского и
Орджоникидзевского района г. Перми, г. Краснокамска Пермского края, г. Нытвы
Пермского края и сельского поселения Чайковская Нытвенского муниципального
района Пермского края.
Первоначально группы разрознены. Группы состоят из постоянно конфликтующих и
конкурирующих между собой сверстников. Ярко выражены эмоциональная
неустойчивость, взрывчатость, склонность к протестным реакциям.
Отсутствуют какие-либо установки на работу в группе.
По итогам арт-терпевтической работы после проведения 8 занятий арт-терапией
можно сделать следующие выводы:
- Четко отслеживается положительная динамика у обеих групп. Из разрозненных и
протестующих сверстников сформировалась сплоченные и активные группы.
- В результате арт-терапи удалось раскрыть личные возможности у большинства
участников проекта, что позволило достичь эмоциональной стабилизации, повышения
самооценки, активизации адаптивных возможностей подростков.
- Значительно улучшилась атмосфера взаимоотношений в группах и настроение
участников проекта.
Положительная динамика отслеживалась не только в период работы групп, но и в
микросоциальной среде:
- подростки стали более дисциплинированными;
- внешне стали опрятными;
- вежливы в общении с окружающими;
- улучшилось поведение в школе.
|
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
Начало занятий группы подростков школы № 2 из города Нытвы.
Арт-терапевт - Спирина Татьяна Васильевна
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
Устали. Сейчас поиграем
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
Коммуникативный тренинг во время арт-терапии
группы подростков школы № 2 из города Нытвы
|
![]() |
|||||||||||
Обсуждение выполнения задания. Работа с четвертой группой
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
Подростки – пятая группа из Центра реабилитации
несовершеннолетних Кировского района г. Перми
углубились в работу по проекту.
|
![]() |
|||||||||||
Старшая группа подростков (четвертая группа)
из коррекционной школы-интерната № 9
г. Краснокамска Пермского Края во время занятий арт-терапией
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
||||||||||||
Участники проекта шестой группы из коррекционной школы интерната № 23
Орджоникидзевского района г. Перми
|
![]() |
|||||||||||
А потом играем в «фотографа». Девочки из пятой группы
|
![]() |
|||||||||||
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |