top_blago.jpg
Контакты:
Пермь, 614113, улица Гальперина, 12-a.
Телефоны: (342) 250-18-17, 8 904-84-085-66, факс (342) 250-18-17, e-mail: tomasova@yandех.ru
Руководитель проекта и Благотворительного фонда «Благое дело» Томасова Ирина Юрьевна
О проекте «Арт-терапия поможет трудным подросткам»

Благотворительный фонд «Благое дело» уже четвертый год использует психотерапевтический метод - арт-терапию при работе с детьми из семей с хронической алкогольной ситуацией.

В 2009 году фонд стал победителем всероссийского конкурса социально-значимых проектов от Общественной палаты Российской Федерации (Сайт Национального благотворительного фонда-оператора конкурса, заявка 557).

При реализации проекта-победителя «Арт-терапия поможет трудным подросткам» использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160-рп а также благотворительные средства от социально-ответственных предприятий и предпринимателей города Перми.
blago_1.jpg
В проекте-победителе президентского конкурса 2009 года «Арт-терапия поможет трудным подросткам» для работы с несовершенолетними использовался арт-терапия, как очень эффективный, мягкий, не директивный метод работы с подростками, которым трудно жить из-за хронического алкоголизма в их семьях.

Арт-терапия - это лечение искусством. Дети не могут, а подростки часто и не хотят выразить словами свои негативные чувства из-за алкогольной ситуации в семье или из-за неблагополучия в семье, и держат в себе достаточно тяжелые травматические переживания, что способствует ухудшению их как физического так и психического здоровья.

В арт-терапию несовершенолетние быстро вовлекаются. Во время занятий с подростками рисованием обязательно работал арт терапевт. В самом начале работы арт-терапевт объяснял несовершенолетним в чем будет заключаться их совместная работа: что они могут делать и чего не могут. Как правило, подчеркивалось то, что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создания «высокохудожественных произведений». Эта работа делает акцент прежде всего на свободном самовыражении подростков при рисовании. Пояснялось , что «свободное самовыражение» необходимо, дабы помочь несовершенолетнему устранить определенные проявления его болезни.

Пояснялось, что «свободное самовыражение» также необходимо, чтобы помочь подростку решить его «внутренние» (т.е. связанные с самочувствием и настроением) и «внешние» (связанные c окружающими) проблемы. В большинстве случаев осмысление приходило в результате совместного с арт-терапевтом обсуждения изобразительной продукции. Арт-терапевт, время от времени, задавая различные вопросы, стремился не объяснять, а «прояснять» все что несовершенолетний, делал тем самым он обращает внимание на скрытый смысл его действий. Вопросы могли быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны подростка. В этом случае арт-терапевт устанавливал закономерную связь между характером изобразительной работы последнего, опытом его раннего возраста, актуальными проблемами с окружающими и проблемами на данном этапе жизни.
Вид на село Чайковская
blago_2.jpg
Первое занятие с подростками из села «Чайковская»
Фактически в процессе арт-терапии дети и подростки прорисовали свои негативные чувства и эмоции, вот таким образом происходит у детей и подростков освобождение от травматических переживаний. По данным научной литературы дети и подростки, описывающие свой травматический опыт, характеризовались заметным улучшением иммунной системы, общего физического состояния, а также успешно избавлялись от психосоматических нарушений, хотя в начале их состояние было довольно тяжелым.

В процессе обсуждения с детьми и подростками арт-терапевтом художественной продукции происходила наработка успешных навыков поведения в семье и в обществе, т.е. фактически в мягкой ненавязчивой форме было дано то, что не может им дать их неблагополучная семья.
blago_3.jpg
blago_8.jpg
Младшая группа подростков (третья группа)
из коррекционной школы-интерната № 9 г. Краснокамска
Пермского Края во время занятий арт-терапией
Первая группа подростков из села «Чайковская» в процессе игры

blago_4.jpg
blago_9.jpg
Психолог Богрянцев Сергей Анатольевич помогает участнику проекта при выполнении задания
Арт-терапевт Сергей Анатольевич Богрянцев
проводит занятие с третьей группой
Результат
blago_5.jpg
Психологический портрет пяти групп - участников проекта из Кировского и Орджоникидзевского района г. Перми, г. Краснокамска Пермского края, г. Нытвы Пермского края и сельского поселения Чайковская Нытвенского муниципального района Пермского края.

Первоначально группы разрознены. Группы состоят из постоянно конфликтующих и конкурирующих между собой сверстников. Ярко выражены эмоциональная неустойчивость, взрывчатость, склонность к протестным реакциям.
Отсутствуют какие-либо установки на работу в группе.

По итогам арт-терпевтической работы после проведения 8 занятий арт-терапией можно сделать следующие выводы:

- Четко отслеживается положительная динамика у обеих групп. Из разрозненных и протестующих сверстников сформировалась сплоченные и активные группы.

- В результате арт-терапи удалось раскрыть личные возможности у большинства участников проекта, что позволило достичь эмоциональной стабилизации, повышения самооценки, активизации адаптивных возможностей подростков.

- Значительно улучшилась атмосфера взаимоотношений в группах и настроение участников проекта.

Положительная динамика отслеживалась не только в период работы групп, но и в микросоциальной среде:

- подростки стали более дисциплинированными;
- внешне стали опрятными;
- вежливы в общении с окружающими;
- улучшилось поведение в школе.
Начало занятий группы подростков школы № 2 из города Нытвы.
Арт-терапевт - Спирина Татьяна Васильевна
blago_6.jpg
Устали. Сейчас поиграем
blago_7.jpg
blago_10.jpg
Коммуникативный тренинг во время арт-терапии
группы подростков школы № 2 из города Нытвы
Обсуждение выполнения задания. Работа с четвертой группой
blago_11.jpg
blago_12.jpg
Подростки – пятая группа из Центра реабилитации
несовершеннолетних Кировского района г. Перми
углубились в работу по проекту.
Старшая группа подростков (четвертая группа)
из коррекционной школы-интерната № 9
г. Краснокамска Пермского Края во время занятий арт-терапией
blago_13.jpg
blago_14.jpg
Участники проекта шестой группы из коррекционной школы интерната № 23
Орджоникидзевского района г. Перми
А потом играем в «фотографа». Девочки из пятой группы
      Проект 2018 года
Благотворительный фонд  реабилитации душевнобольных БЛАГОЕ ДЕЛО